Профком ДНВП "Цирконій"
КОЛИ БУДЕ ПОГАШЕНО ЗАБОРГОВАНІСТЬ ІЗ ЗАРОБІТНОЇ ПЛАТИ КОЛИШНІМ ТА ТЕПЕРІШНІМ ПРАЦІВНИКАМ ДНВП "ЦИРКОНІЙ"!?  

О выплате зарплаты и соцвыплат через платежные карточки
Меню сайту

Форма входу

Пошук

Календар
«  Квітень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Вітаю Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 11:59

Каждый работающий гражданин имеет право на получение вознаграждения за выполненную работу и социальную защиту в пределах, установленных законодательством. Указанное право граждан гарантируется Конституцией Украины и законами, регулирующими вопрос оплаты труда и социальной защиты.
Так, статьями 43 и 46 Конституции Украины установлено, что право на своевременное получение вознаграждения за работу защищается законом.
Граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом. Это право, в частности, гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
Пенсии, прочие виды социальных выплат и помощи, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Сегодня же мы поговорим о форме оплаты труда и форме выплаты пенсий, иных видов социальных выплат и помощи.
Формы выплаты заработной платы определены статьей 23 Закона Украины «Об оплате труда», согласно которой заработная плата работников предприятий на территории Украины выплачивается в денежных знаках, которые имеют законное обращение на территории Украины.
Выплата заработной платы в форме долговых обязательств и расписок, или в любой другой форме запрещается.
Частью второй эта статьи предусмотрено, что заработная плата может выплачиваться банковскими чеками в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, по согласованию с Национальным банком Украины. Вместе с тем, сегодня Кабинетом Министров Украины не определен такой порядок, и таким образом, указанный механизм выплаты заработной платы не действует.
При этом, статьей 24 указанного выше Закона предусмотрено, что выплата заработной платы осуществляется по месту работы. Запрещается производить выплату заработной платы в магазинах розничной торговли, питьевых и развлекательных учреждениях, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в этих учреждениях лицам. И только по личному письменному согласию работника выплата заработной платы может осуществляться через учреждения банков, почтовыми переводами на указанный ими счет (адрес) с обязательной оплатой этих услуг за счет владельца или уполномоченного им органа.
Аналогично указанное устанавливается и в законодательстве, регулирующем вопрос выплаты пенсий.
Так, согласно разъяснению Пенсионного фонда Украины, котороя размещено на его веб-портале, пенсия выплачивается ежемесячно организациями, которые осуществляют выплату и доставку пенсий, в срок не позднее за 25 числа месяца, за который выплачивается пенсия, исключительно в денежной форме по указанному в заявлении месту фактического проживания пенсионера в пределах Украины, или перечисляется на определенный этим лицом банковский счет в порядке, предусмотренном законодательством.
Т.е., согласно действующему законодательству, гражданин самостоятельно решает вопрос избрания формы получения надлежащих ему выплат.
Вместе с тем следует отметить, что в последнее время развитие платежных систем характеризуется постепенным сужением сферы использования денежной наличности и бумажных платежных документов, переходом к новым платежным инструментам и современным технологиям платежей. Электронные деньги широко привлекаются в оборот и становятся важным инструментом финансовой инфраструктуры.
Указанные процессы практически поглотили механизм выплаты заработных плат, пенсий, других видов социальных выплат и помощи. Сегодня почти каждый гражданин имеет зарплатную, пенсионную или иные социальные платежные карточки.
Вместе с тем, в последнее время возросло количество обращений и жалоб граждан на ухудшение обслуживания банками операций с платежными карточками, связанными с выплатой заработной платы, пенсий и других социальных платежей (далее – зарплатные карточки). Анализ таких жалоб свидетельствует о том, что они касаются навязывания банками, одновременно с зарплатными карточками, новых кредитных продуктов в виде кредитных карточек, эмитированных на имя владельца зарплатной карточки без получения согласия клиента на использование новой услуги или кредитной линии.
При этом некоторые банки в процессе внедрения кредитных продуктов заходят настолько далеко, что получить средства с зарплатной карточки возможно только при условии активации кредитной карточки.
Такой механизм, учитывая указанные нормы законодательства, является недопустимым, да и нарушает гарантированное Конституцией Украины право гражданина на своевременное получение вознаграждения за работу.
В связи с этим считаю необходимым указать, что банкам следует чаще обращать внимание на норму статьи 55 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», которая обязывает их прилагать максимальные усилия во избежание конфликта интересов работников банка и клиентов, запрещает требовать от клиента приобретения любых товаров или услуг от банка или от родственного или связанного с банком лица, как обязательное условие предоставления банковских услуг.
А гражданам, в свою очередь, необходимо помнить, что отношения банка с клиентом являются сугубо договорными и регулируются согласно условиям заключенного Вами договора.
Т.е., подписывая договор на обслуживание зарплатной карточки, необходимо обращать внимание на предложенные банком сопутствующие услуги и на механизм их действия, поскольку все спорные вопросы, которые возникают между клиентом и банком, решаются в договорном порядке, а в случае недостижения согласия – согласно законодательству Украины.
Так, в соответствии со статьей 5 Закона Украины «О защите прав потребителей», государство обеспечивает потребителям защиту их прав, что согласно статье 22 этого же Закона, осуществляется судом.
 
Подводя итог сказанного, замечу, что законодательством установлена добровольность избрания гражданином формы выплаты надлежащих ему платежей и недопустимость навязывания со стороны банков дополнительных условий получения денежной наличности, заработной платы и других социальных выплат.
При этом считаю, что проблема агрессивного внедрения параллельно функционирующих зарплатных и кредитных карточек банков лежит не только в юридической плоскости, а и в психологической. Но это уже тема для другой статьи.
 
Перечень нормативно-правовых актов
Конституція України // Офіційний вісник України – 2010 – № 72/1. – Ст. 2598.
Цивільний кодекс України // Офіц. вісник України. – 2003. – № 11. – Ст. 461.
Про банки та банківську діяльність: Закон України від 7 грудня 2000 року // Відомості Верховної Ради. – 2001. – № 5-6. – Ст. 30.
Про захист прав споживачів: Закон України від 1 грудня 2005 року // Відомості Верховної Ради України. – 2006. – № 7. – Ст. 84.
Про оплату праці: Закон України від 24 березня 1995 року // Відомості Верховної Ради України. – 1995. – № 17. – Ст. 121.
***********
Л.Г. Кравченко, заместитель начальника Управления – начальник отдела Управления финансового законодательства Департамента гражданского, финансового законодательства и законодательства по вопросам земельных отношений Министерства юстиции Украины, кандидат юридических наук, доцент.
_____________________________________________________
г. Днепродзержинск, проспект Аношкина, 179 тел. (05692) 7-40-37 E-mail profzr@dnepro.net